8 (383) 359-6159
ул. Фрунзе, д. 61/2
Построить маршрут

"Плюшки" как данность. Когда и где впервые появились опции, к которым мы давно привыкли?

21 0 Теги: 


Автомобиль с аналоговыми приборами и маленькой диагональю дисплея глазами молодежи

Как известно лень - двигатель прогресса. Не будь ее, вряд ли человечество когда-нибудь изобрело бы пульт для телевизора, посудомоечную и стиральную машину, кофеварку и прочие атрибуты комфортного и привычного быта. Вместе с тем, чем больше комфорта приходит в нашу жизнь, тем привычнее и незаметнее становятся вещи, этот комфорт привносящие. Вряд ли кто-то задумывается о том, как легко попить чайку, при наличии электрочайника - щелк и готово, против целого процесса с растопкой печки на дровах или самовара.

Тоже самое и с автомобилями - практически любая мало-мальски современная машина балует водителя такими позициями как усилители рулевого управления и тормозов, электрические стеклоподъемники, кондиционер - а то и автоматический климат-контроль. В борьбе за “живучесть потребителя”, получившие силовые клетки салона при мягком снимаемом оперении, автомобильные кузова обросли подушками безопасности.

Дальше больше, и если в прошлые десятилетия те, у кого был на приборной панели тахометр уже могли считать себя избранными счастливчиками, по сравнению с теми, кто опирался на слух при переключении передач, то сейчас мы все чаще слышим претензии по поводу “устаревшей графики”, маленькой диагонали мониторов, а также тупящего сенсорного управления люком, который видите ли реагирует недостаточно быстро.

Привелегия лицезреть обороты двигателя была уделом избранных вплоть до 1990-х годов

Сегодня автомобили, лишенные практических всех привычных и полезных опций, это либо совсем уж бюджетные транспортные средства из разряда “лучше плохо ехать, чем хорошо идти”, либо адресованные немногочисленным состоятельным энтузиастам предметы автомобильной старины/нарочито спартанские спорткары, как правило малотиражные от небольших компаний, создаваемые дабы одетый в натуральное льняное рубище ценитель “настоящих ощущений”, поужинав сырой коровой и попыхивая антикварной трубкой, мог выйти прохватить на трубчатом каркасе (хорошо если с натянутым сверху каким-нибудь кузовом) без всяких систем безопасности и возможно размотаться об дерево по дороге (одним из наиболее одиозных представителей такого плана компаний был английский TVR, ну и первый Viper RT10 от Dodge туда же).

TVR Cerbera - ужас с туманного Альбиона - бешеная мощность, задний привод, ноль систем безопасности. Как раз для любителей хардкора.

Но, так было не всегда. Сегодня пробежимся по привычным техническим решениям в современных автомобилях и вспомним, кто же был первым в серийном освоении ставших привычных нам фишек и комфортных опций, так сказать в лицах.

Гидрокомпенсаторы

Гидрокомпенсатор — элемент двигателя внутреннего сгорания, предназначенный для компенсации теплового зазора между толкателем клапана и распределительным валом газораспределительного клапанного механизма.”

Гидрокомпенсаторы избавляют владельца автомобиля от регламентной процедуры регулировки тепловых зазоров клапанов по мере наработки моточасов на двигателе. Помимо этого они позволяют значительно снизить шум из под клапанной крышки при работе мотора, и, в исправном состоянии, продлевают жизнь кулачкам распределительных валов.

Даже в настоящее время далеко не все автопроизводители внедряют их в свои моторы, но вот первыми серийными автомобилями, которые получили привычные нам по принципу работы и конструкции гидрокомпенсаторы зазоров клапанов стали Кадиллаки, если быть точнее - то крайне дорогостоящие и престижные версии с моторами V16, начиная с 1938 года (второе поколение V16).

Довоенный Cadillac V16 - воплощение роскоши и престижа.

Такой двигатель при объеме в 7,1 литра выдавал 185 л.с. и отличался чрезвычайной плавностью работы и тишиной. Помимо гидрокомпенсаторов у этих моторов были и другие конструктивные особенности как то - два распределителя зажигания, два топливных насоса, две помпы, два карбюратора и 9 опорных подшипников коленчатого вала.

Усилитель руля

Опция, без которой немыслим ни один современный автомобиль. Именно благодаря ему современные автовладельцы могут позволить себе такую вольность как поворачивать колеса стоя на месте (что кстати по возможности все равно лучше не делать, минимальный накат все же желателен). Усилитель рулевого управления способствует снижению усталости водителя, дает возможность прекрасной половине человечества не накачать лишних мышц при парковке и в целом способствует безопасности управления, выступая своего рода демпфером между колесами и руками водителя при езде по неровной дороге.

Первым автомобилем с гидравлическим усилителем рулевого управления стал Крайслер Империал 1951 года.

Крайслер Империал - именно с этой машины автовладельцы начали расслабленно рулить.

А вот первый в мире электроусилитель руля внедрили серийно уже с другой стороны - в Японии. Хотя подобные устройства ранее устанавливались на тяжелую технику, в том числе и карьерные самосвалы, но на легковых автомобилях массово не применялись. В 1988 году первым серийным авто с ЭУР стал Сузуки Cерво.

Сузуки Серво - первый носитель ЭУРа.

Усилитель тормозов

Опция о наличии которой в современном автомобиле не задумывается вообще никто, это данность. Однако даже на автомобилях, которые застали многие ныне живущие граждане нашей страны, типа Москвича вплоть до модели 408 вакуумный усилитель тормозов отсутствовал. Работать с тормозами приходилось исключительно “вножную” без всякой помощи со стороны автомобиля.

И снова полезнейшая опция впервые оказалась на автомобиле, за стоимость которого можно было купить средних размеров поселок со всеми жителями, и снова США - весьма малоизвестная канувшая в лету марка Пирс Эрроу (Pierce Arrow) на модели 1928 года внедрила первый вакуумник.

Пирс Эрроу - американский производитель премиальных машин, самой известной моделью которых будет появившийся уже в 30е годы седан Silver Arrow, знакомый каждому кто играл в первую часть игры Мафия - именно на такой ездил главный антогонист Дон Морелло.

Дисковые тормоза

Если Вы возьметесь изучать старые автомобили в плане устройства их тормозной системы, то обнаружите, что на 80% автомобилей (и не только отечественных) будут стоять барабанные тормоза вкруг. Принцип работы таких тормозов - поршень под давлением жидкости давит на колодки внутри барабана, распирая их в стороны. До сих пор на многих недорогих авто можно наблюдать барабанные тормоза на задней оси. Основной плюс барабанов это долгий срок службы колодок, а недостаток такой конструкции это и большой вес, и склонность механизма “примерзать/закисать” при попадании внутрь влаги, плюс меньшая эффективность по сравнению с дисковыми тормозами.

И хотя сама конструкция дисковых тормозов уходит корнями в самое начало 20 века, но первым серийным автомобилем с такой конструкцией стал Ягуар Type C 1952 года.

Ягуар Type C - раньше умели сделать красиво. Кстати такой кузов без крыши и без нормального ветрового стекла именуется "Спидстер" или "Баркетта".

ABS

Антиблокировочная система тормозов, чье ключевое назначение не сократить тормозной путь, а сохранить автомобиль управляемым при вбитой в пол педали тормоза, предотвращая в том числе и занос вследствие блокировки колес разгрузившейся задней оси серийно появилась в 1979 году на флагманском Мерседес-Бенц W126

Получивший в нашей стране прозвище "Дипломат" W126 - настоящий флагман концерна своего периода.

ESP

Система курсовой устойчивости - опция, которой оборудовано подавляющее большинство современных автомобилей. Автомобиль оборудованный такой системой, если ее не отключать, страхует водителя от возникновения критических ситуаций на скользкой дороге, отлавливая машину при помощи тормозной системы и управления дроссельной заслонкой. Первое появление полнофункциональной ESP это 1995 год и снова Мерседес-Бенц, на этот раз гигантское купе CL600

CL600 с кузовным индексом C140 отличается от "Кабана" колесной базой и оформлением передней части, за которую в свое время снискал на просторах бывшего СССР прозвище "Жаба".

Подушки безопасности

Из всех опций в автомобиле относящихся к безопасности, пожалуй именно Air Bag является наиболее знаковой. Разработки системы, спасающей жизни водителя и пассажиров велись начиная с середины 20 века и продолжают вестись до сих пор. И все ради того, чтобы некоторые вбили заглушку в гнездо ремня безопасности, таким образом перечеркнув все потуги разработчиков - впрочем, каждому свое.

Сама подушка безопасности появилась первой на Олдсмобил Торнадо в 1973 году, но вот в сочетании с механизмом преднатяжителей ремней безопасности систему внедрял уже Мереседес в своих моделях, начиная с 1981 года.

Олдсмобил Торнадо смотрит на тебя с нескрываемым любопытством всеми четырмя глазами

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка переключения передач - настолько привычная в настоящее время, что, например в США, автомобиль на механике оказывается по умолчанию защищен от угона. Другое дело у нас в стране, где большая часть людей спокойно орудует тремя педалями, и в Европе, где до недавнего времени готовы были положить все на алтарь экономии МКПП тоже спокойно приживались. Да и по ту сторону Алтантики вплоть до 50-х годов прошлого века еще “не измельчавшая” публика преспокойно перемещалась орудуя торчащими из рулевой колонки рычагами переключения передач несинхронизированных коробок.

Полностью автоматическую КПП внедрила в качестве опции на своих автомобилях компания Дженерал Моторс в 1939 году. Трансмиссия получила наименование Hydra-matic, а ставилась она за доплату в 40 долларов на Олдсмобил и (позже) Кадиллак.

Один из потенциальных носителей опционального классического автомата Oldsmobil 40-х годов.